Итоги работы комитета государственного жилищного надзора и контроля Ленинградской области за 9 месяцев 2014 года
1.Региональный государственный жилищный надзор за использованием и сохранностью жилищного фонда Ленинградской области
1.1. Плановые проверки жилищного фонда
Плановые проверки юридических лиц, осуществляющих деятельность в сфере управления многоквартирными домами, проводятся в соответствии с планом проведения плановых проверок, согласованным с Прокуратурой области. В сентябре 2014 года проведена плановая проверка управляющей организации ООО «Толмачёвский РЭС ТСВ» (Лужский район), обследовано 2 многоквартирных дома, общей площадью 14,340 тыс.м2 жилищного фонда, выявлено 18 нарушений.
Основные выявленные нарушения: требуется косметический ремонт подъездов, выявлено нарушение требований по энергосбережению (нет плана мероприятий), разрушение отмостки.
По результатам проверки управляющей организации выдано 4 протокола, 2 предписания с различными сроками устранения нарушений.
Всего за 9 месяцев 2014 года проведено 8 плановых проверок, обследовано 133,9 тыс. м2 жилищного фонда.
1.2. Внеплановые мероприятия по государственному жилищному надзору за использованием и сохранностью жилищного фонда Ленинградской области
В сентябре 2014 года в результате проведения контрольно-надзорных мероприятий Комитетом проведено 69 внеплановых проверок организаций, осуществляющих деятельность в сфере управления многоквартирными домами на территории Ленинградской области.
Всего за 9 месяцев проведено 320 внеплановых проверок, обследовано в ходе проведения внеплановых мероприятий по контролю 9 896,536 тыс. м2, общей площади жилищного фонда Ленинградской области.
При проведении внеплановых проверок за сентябрь 2014 года Комитетом обследовано 857,8 тыс. кв.м общей площади жилищного фонда всех форм собственности. В результате проведенных обследований выявлено нарушения:
- 535 - правил содержания и ремонта жилищного фонда;
- 12 - несоблюдение нормативного уровня и режима обеспечения населения коммунальными услугами;
- 1 – несоблюдение условий договоров управления, нарушения законодательства при выборе способа управления;
- 25 - нарушение требований стандарта раскрытия информации;
- 9 - нарушение требований законодательства об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности.
За 9 месяцев 2014 года в результате проведенных обследований выявлено 1619 нарушений
На основании данных, представленных специалистами инспекционных отделов, проведен анализ выявленных за сентябрь 2014 года нарушений. Результаты анализа показали, что в обследованных 149 МКД требуется ремонт:
- кровли в 27 домах, в т. ч. в Ломоносовском (9 МКД), Сланцевском (8МКД), Всеволожском (1 МКД), Выборгском (3 МКД), Гатчинском (1 МКД), Тихвинском (4 МКД) и Тосненском (1 МКД) районах Ленинградской области;
- фасада в 23 домах, в т.ч. в Сланцевском (9 МКД), по 1 МКД в Волховском, Всеволожском, Выборгском, Гатчинском, Тихвинском (3 МКД), Ломоносовском (7 МКД) районах Ленинградской области;
- подъездов в 57 домах, в т.ч. в Ломоносовском (9 МКД), Сланцевском (11 МКД), Тихвинском (12 МКД), Волховском (18 МКД), Бокситогорском (1 МКД), Выборгском (2 МКД), Гатчинском (1 МКД), Кировском (1 МКД) и Тосненском (2 МКД) районах Ленинградской области;
- системы теплоснабжения в 30 домах, в т.ч. в Волховском (11 МКД), Ломоносовском (6 МКД), Сланцевском (6 МКД) и Тихвинском (7 МКД) районах Ленинградской области.
За отчётный период управляющим организациям, товариществам собственников жилья (ТСЖ) и предприятиям, обслуживающим жилищный фонд на территории Ленинградской области было выдано 229 исполнительных документов (в том числе: актов – 70; протоколов – 79; предписаний - 80).
Всего за 9 месяцев выдано 838 исполнительных документов (в том числе: актов – 300; протоколов – 283; предписаний - 255).
За 9 месяцев 2014 года в результате проведенных Комитетом контрольно-надзорных мероприятий управляющими организациями в 172 МКД выполнены следующие виды работ:
- кровля 35 МКД (7 МКД в Волховском, 2 МКД в Ломоносовском, 4 МКД в Бокситогорском, 3 МКД в Сланцевском, 14 МКД в Тихвинском, по 1 МКД в Лужском, Выборгском, Киришском районах и 2 МКД в Сосновоборском ГО Ленинградской области);
- системы теплоснабжения в 46 МКД (8 МКД в Волховском, 2 МКД в Ломоносовском, 27 МКД в Тихвинском районах ЛО, 6 МКД в Выборгском, 1 МКД в Лужском, 2 МКД в Тосненском районах ЛО);
- фасад 6 МКД (5 МКД во Всеволожском , 1 МКД в Выборгском районах ЛО);
- подъезды в 53 МКД (7 МКД в Бокситогорском, 1 МКД в Кировском, 1 МКД в Волосовском, 9 МКД в Волховском, 24 МКД в Тихвинском, 6 МКД во Всеволожском, 1 МКД в Сланцевском, 1 МКД в Тосненском районах и 3 МКД в Сосновоборском ГО Ленинградской области).
- системы водоснабжения в 9 МКД, в т.ч. 5 МКД в Волховском, по 1 МКД в Сланцевском, Киришском и 2 МКД Тихвинском районах Ленинградской области;
- системы водоотведения 23 МКД, в т.ч. 3 МКД в Выборгском районе, 8 МКД в Бокситогорском, 12 МКД в Тихвинском районах ЛО.
1.3. Работа с обращениями граждан и юридических лиц
В сентябре 2014 года в Комитет поступило на рассмотрение 352 обращения жителей, что на 25 % больше, чем за предыдущий период (за август 2014 года -281 обращение). Наибольшее количество обращений поступает из Всеволожского (23%), Гатчинского (15%), Выборгского (10 %) и Кировского (10%) районов Ленинградской области.
В сентябре 2014 года чаще всего жители обращались по вопросам обоснованности размера платы за содержание и ремонт жилого помещения, определение размера и внесения платы за коммунальные услуги (82), вопросам предоставления коммунальных услуг (86), в т.ч. ГВС (28), отопление (19), ХВС (15).
Председателем Комитета еженедельно осуществлялись личные приёмы граждан в Комитете, в ходе приемов в сентябре 2014 года в Комитете принято 7 граждан.
За 9 месяцев 2014 года поступило на рассмотрение 3848 обращений, что на 18% больше чем за аналогичный период прошлого года.
В соответствии с графиком приема граждан за 9 месяцев 2014 года проведено 30 приемов граждан, в ходе которых принято на рассмотрение 58 обращений. Кроме того, в соответствии с графиком приема граждан за 9 месяцев 2014 года проведены личные выездные приемы в Кировском, Волховском, Сланцевском, Приозерском районах, Сосновоборском городском округе, в г. Выборг, г. Светогорск, в п. Лебяжье Ломоносовского района и встреча с жителями в п. Каменка.
1.4. Административная практика
В соответствии с КоАП РФ за сентябрь 2014 года составлено 79 протоколов, в т.ч.:
- 52 протокола по ст.7.22 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях за нарушение правил содержания и ремонта жилых домов (жилых помещений);
- 7 протоколов по ст.7.23 за нарушение нормативов обеспечения населения коммунальными услугами;
- 2 протокола по ч.1 ст.7.23 за нарушение требований законодательства о раскрытии информации организациями, осуществляющими деятельность в сфере управления многоквартирными домами;
- 8 протоколов по ч.ч.4,5 ст.9.16 - несоблюдение лицами, ответственными за содержание многоквартирных домов, требований о разработке и доведении до сведения собственников помещений в многоквартирных домах предложений о мероприятиях по энергосбережению и повышению энергетической эффективности в многоквартирных домах.
- 3 протокола об административных правонарушениях по ст. 19.4.1 КоАП РФ (воспрепятствование законной деятельности должностного лица органа государственного контроля (надзора), органа муниципального контроля);
- 5 протоколов об административных правонарушениях по ч. 1 ст. 19.5 КоАП РФ (невыполнение в срок выданных предписаний);
- 1 протокол об административных правонарушениях по ст. 19.6 КоАП РФ (Непринятие мер по устранению причин и условий, способствовавших совершению административного правонарушения);
- 1 протокол по ч.1 ст.20.25 КоАП РФ (неуплата в срок административных штрафов).
По результатам внеплановых проверок организаций, осуществляющих управление многоквартирными домами и граждан государственными жилищными инспекторами за сентябрь 2014 года рассмотрено 48 дел об административных правонарушениях, из них 37 материалов, производство по которым возбуждено Комитетом.
За отчетный период рассмотрены все поступившие в Комитет дела об административных правонарушениях в жилищной сфере. Вынесено 35 постановлений о наложении штрафных санкций за нарушение жилищного законодательства РФ в соответствии с Кодексом об административных правонарушениях РФ на сумму 293,5 тыс. руб. Взыскано и направлено в бюджеты муниципальных образований, на территории которых совершены административные правонарушения административных штрафов на сумму 249,0 тыс.руб.
За 9 месяцев 2014 года вынесено 223 постановления на сумму 2 056,5 тыс. руб., взыскано – 1 824,9 тыс. руб., за аналогичный период прошлого года вынесено 311 постановлений Инспекции с применением административного наказания в виде наложения штрафа на общую сумму 11 733,0 тыс.руб., взыскано административных штрафов на сумму 711,5 тыс.руб.
2. Соблюдение требований стандарта раскрытия информации
Одной из функций Комитета является организация и проведение проверок соблюдения юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями обязательных требований к раскрытию информации в соответствии с утвержденным Правительством Российской Федерации стандартом раскрытия информации организациями, осуществляющими деятельность в сфере управления многоквартирными домами.
Комитетом, в рамках систематического наблюдения, проверено 17 управляющих организации и ТСЖ, в т.ч.
Юго-западный инспекционный отдел: в сентябре проводилась проверка ранее выданных предписаний:
- ТСЖ «Сайма» - нарушения не устранены
- МУП Низино – нарушения устранены.
Северо-восточный инспекционный отдел:
На контроле остается 13 управляющих организаций и ТСЖ:
ОАО «Волховский ЖКК»
- ООО «Важинское Жилищное хозяйство»
- ООО «Винницкое ЖХ»
- ООО «Терра»
- ООО «Жилком сервис»
- ООО «Жилищное Хозяйство»
- ООО «Сельский Дом»
- ООО «Никольская жилищная компания»
- ООО «Наше дело»
- ТСЖ «Володар»
- ООО «Омега»
- ООО «ЖилКом»
- ООО «Континент»
Кроме того, проведено систематическое наблюдение, по результатам которого составлены протоколы:
- ООО ССЗ (Приозерский район) – выявлено 13 нарушений, выдано 1 предписание;
- ООО ПаркингХаус (Всеволожский район) - выявлено 13 нарушений, выдано 1 предписание.
При систематическом наблюдении выявляются такие характерные нарушения как: отсутствие общей площади в МКД, не представлены бухгалтерская отчетность и сведения о доходах и расходах на оказание услуг, не раскрыта информация по оказываемым услугам и заключенным договорам, нет планов работ, сведений о фактах выявления услуг ненадлежащего качества и информации о стоимости работ и услуг, оказываемой управляющей организацией.
За 9 месяцев 2014 года 30 управляющим организациям, в рамках систематического наблюдения выданы протоколы и предписания по устранению выявленных нарушений.
3. Мероприятия, проводимые Комитетом по обеспечению энергетической эффективности многоквартирных домов
В рамках исполнения полномочий, возложенных на Комитет Постановлением Правительства РФ от 11.06.2013 N 493 "О государственном жилищном надзоре", осуществляется надзор за соблюдением обязательных требований к обеспечению энергетической эффективности многоквартирных домов и жилых домов, их оснащению приборами учета используемых энергетических ресурсов и эксплуатации таких приборов. При проведении контрольно-надзорных мероприятий инспектора Комитета обращают особое внимание на соблюдение управляющими организациями, ТСЖ, ЖСК требований законодательства по оснащению многоквартирных домов общедомовыми приборами учета. Кроме того, в ходе проверок выявлено типичное нарушение: управляющая организация, ответственная за содержание многоквартирного дома, не разработала и не довела до сведения собственников помещений в многоквартирном доме предложения о мероприятиях по энергосбережению и повышению энергетической эффективности, которые возможно проводить в многоквартирном доме, с указанием расходов на их проведение, объема ожидаемого снижения используемых энергетических ресурсов и сроков окупаемости предлагаемых мероприятий, нарушение Федерального закона от 23 ноября 2009 г. N 261-ФЗ "Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации").
В сентябре 2014 года составлен 5 протоколов по ч.5 ст. 9.16 КоАПП РФ - несоблюдение лицами, ответственными за содержание многоквартирных домов, требований о разработке и доведении до сведения собственников помещений в многоквартирных домах предложений о мероприятиях по энергосбережению и повышению энергетической эффективности в многоквартирных домах в отношении юридических и должностных лиц:
- ООО «ТихвинТЭК» (Тихвинский район)
- ООО «Толмачевское РЭС» (Лужский район) – 2 протокола (плановая проверка)
- ОАО «Тепловые сети» (Тосненский район);
- ООО «Уют-Сервис» (Всеволожский район).
и 3 протокола по ч.4 ст. 9.16 КоАПП РФ - несоблюдение лицами, ответственными за содержание многоквартирных домов, требований энергетической эффективности, предъявляемых к многоквартирным домам, требований их оснащенности приборами учета используемых энергетических ресурсов, требований о проведении обязательных мероприятий по энергосбережению и повышению энергетической эффективности общего имущества собственников помещений в многоквартирных домах в отношении:
- ООО «ЖилкомСервис»;
- ОАО «Управляющая компания» (Кингисеппский район) – 2 протокола.
По данным нарушениям выданы предписания на выполнение работ по устранению выявленных нарушений, установлены сроки исполнения предписаний.
За 9 месяцев 2014 года по ч.ч.4,5 ст. 9.16 КоАПП РФ - составлено 38 протоколов в отношении юридических и должностных лиц управляющих организаций.
4. Взаимодействие Комитета с органами муниципального жилищного контроля Ленинградской области
По состоянию на 01.10.2014 вопросы по организации органов муниципального жилищного контроля решены в 199 из 200 муниципальных образованиях 1 уровня и городского округа (в Лужском районе в связи с объединением администраций Лужского ГП и района в настоящее время нормативные акты на стадии разработки, ответственное лицо также не определено).
В рамках реализации положений областного закона от 02.07.2013 N 49-оз «О муниципальном жилищном контроле на территории Ленинградской области и взаимодействии органов муниципального жилищного контроля с органом государственного жилищного надзора Ленинградской области» Комитетом осуществляется взаимодействие с органами муниципального жилищного контроля (далее – МЖК), осуществляемого уполномоченными органами местного самоуправления на территории Ленинградской области.
Специалистами инспекционных отделов ведется работа по переадресации поступающих обращений граждан в органы муниципального жилищного контроля, за сентябрь 2014 года передано на рассмотрение в органы МЖК 29 обращений, по 2 проверкам переданы документы в Комитет для привлечения управляющей организации (г. Сосновый Бор) в административной ответственности. За 9 месяцев 2014 года передано на рассмотрение в органы МЖК 511 обращений.
5. Реализация полномочий по контролю за формированием фонда капитального ремонта
Особого внимания требуют полномочия, возложенные на Комитет областным законом Ленинградской области от 29.11.2013 N 82-оз "Об отдельных вопросах организации и проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах, расположенных на территории Ленинградской области".
На 1 октября 2014 года из 12 133 МКД, включенных в региональную программу капитального ремонта, 12 021 МКД выбрали способ формирования фонда капитального ремонта, в т.ч. 207 ТСЖ, ЖСК представили в Комитет уведомления об открытии специальных счетов, 847 МКД выбрали специальный счет у регионального оператора и 10 967 (387 – по протоколам, 10580 - по решениям ОМСУ) МКД выбрали «котловой» способ. В 38+67 (67 - направлено письмо в Комитет ЖКХ и транспорта ЛО) МКД – подлежат исключению из программы капитального ремонта.
До 25 октября 2014 года владельцы специальных счетов и региональный оператор должны представить в Комитет отчет о поступлении взносов на капитальный ремонт за 3 квартал 2014 года, информация об этом размещена на сайте Комитета.
Краткосрочный план реализации в 2014 году региональной программы капитального ремонта общего имущества многоквартирных домов на территории Ленинградской области программы содержит 333 (264+69) МКД, из них по 126 МКД региональный оператором проводятся конкурсные процедуры, таким образом из 18 муниципальных районов в 13 районах объявлены конкурсы по проведению капитального ремонта.
По Лодейнопольскому району заключен контракт на выполнение работ по капитальному ремонту, в ближайшее время будут заключены еще 4 контракта на проведение работ капитальному ремонту в Сланцевском, Волосовском, Бокситогорском и Лужском районах Ленинградской области.
В рамках сбора и систематизации данных о техническом состоянии многоквартирных домов Комитетом 15 сентября 2014 года проведено совещание с Администрациями МО и управляющими организациями по вопросу исполнения Приказа №3 (мониторинг технического состояния МКД). По результатам совещания внесены изменения в сроки предоставления информации во исполнение Приказа №3 и совместно с представителями ООО «АИС Город» разработаны и размещены на сайте Комитета методические рекомендации по работе с ПО.
6. Работа с управляющими организациями и товариществами собственников жилья
В рамках исполнения полномочий, возложенных на Комитет продолжается прием уведомлений о начале осуществления предпринимательской деятельности, по данным Комитета на территории Ленинградской области работает 241 управляющая организация. На сегодняшний день получено 86 уведомлений с приложением необходимых документов, из них 79 уведомлений в виде реестра размещены на сайте Комитета.
Кроме того, осуществляется прием документов от товариществ собственников жилья. По данным, собранным Комитетом от инспекторов и с сайта налоговой службы, на территории ЛО ведут работу 602 ТСЖ, 97 ЖСК (жилищно-строительный кооператив), 20 ЖК (жилищный кооператив), 2 ПК (потребительский кооператив), 1 РОО ТСГ (товарищество собственников гаражей). Из 602 ТСЖ представили 121 ТСЖ копии реестров членов ТСЖ на 2014 год, 178 ТСЖ -комплекты документов о ТСЖ (в т.ч. 76 ТСЖ не в полной комплектации).
7. Работа по подготовке к отопительному сезону 2014-2015 г.г.
В рамках исполнения государственных функций по надзору за соблюдением требований жилищного законодательства и во исполнение постановления Правительства Ленинградской области от 19 июня 2008 г. N 177 «Об утверждении правил подготовки и проведения отопительного сезона в Ленинградской области» Комитет совместно с администрациями муниципальных образований в пределах своих полномочий осуществляет контроль за подготовкой объектов жилищного фонда к эксплуатации в зимних условиях 2014-2015 годов.
Готовность жилых и общественных зданий к эксплуатации в зимних условиях подтверждается паспортами готовности, которые оформляются администрациями муниципальных образований до 20 сентября на основании актов проверки готовности объекта, составленных по результатам проверки выполнения теплосетевыми, теплоснабжающими организациями и потребителями тепловой энергии требований, установленных Приказом Минэнерго России от 12.03.2013 N 103 "Об утверждении Правил оценки готовности к отопительному периоду".
На 06.10.2014 года, по информации представленной органами местного самоуправления процент готовности многоквартирных домов составляет 86,2%, фактически в Комитет представлены паспорта готовности на 67,8% от общего количества многоквартирных домов.
С 6 по 10 октября 2014 запланировано проведение выездных приемов граждан представителями Комитета в районах Ленинградской области по вопросам подготовки объектов жилищного фонда к отопительному сезону 2014-2015 г.г.