Александра Цурбан: «Народное творчество — сильная сторона нашего региона»

29 января 2014 года

Александра Цурбан — главный специалист отдела государственной поддержки культуры, искусства и народного творчества комитета по культуре Ленинградской области. Ее профессиональная биография тесно связана с Ленинградской областью — в комитете по культуре она работает с 90-х.


Александра Цурбан — главный специалист отдела государственной поддержки культуры, искусства и народного творчества комитета по культуре Ленинградской области. Ее профессиональная биография тесно связана с Ленинградской областью — в комитете по культуре она работает с 90-х.

От первого лица — о том, как становятся государственным служащим и о профессиональных требованиях, о любимых местах в области и об эволюции учреждений культуры…

 

 

 

Как вы оказались на госслужбе?

Не могу сказать, что путь мой на госслужбу был извилист и тернист. Я работала в учебно-методическом центре культуры и искусств - подведомственной организации комитета по культуре, работала там после института. Центр, как тогда, так и сейчас, ведет большую методическую работу, проводит многочисленные областные семинары, конкурсы, фестивали, праздники, конференции – более или около ста ежегодно. Это и цикл военных праздников: праздник, посвященный прорыву блокады Ленинграда «На рубеже бессмертия», встреча партизан трех областей «Лужский рубеж», фестиваль солдатской песни «Кто скажет правду о войне»; и праздники коренных малочисленных народов Ленинградской области: праздники вепсской культуры «Древо жизни» в Подпорожском районе и «Энарне Ма» в Лодейнопольском районе, праздник ижорской культуры «Гостеприимный этот край» в Кингисеппском районе, ингерманландский традиционный праздник «Юханус»; и конкурс детского изобразительного искусства «Зимушка – зима»; и праздник Рериха, и фестиваль-конкурс хореографического искусства «Славянский кубок», и театральные творческие лаборатории, и многое другое.

  Сотрудники центра всегда привлекались и к подготовке крупных российских и международных мероприятий комитета по культуре, Правительства Ленинградской области, будь то Федеральный совет по культуре или фестиваль «Дни губернии Нурланд в Ленинградской области». Нурланд – это северная губерния в Норвегии, с которой Ленинградскую область связывает давнее соглашение о сотрудничестве. Именно после норвежского фестиваля, где пригодилось мое знание английского языка, мне и предложили работать в комитете по культуре. Работа на фестивале была для меня очень большим и интересным опытом.

Какой ВУЗ вы заканчивали?

Абсолютно по специальности — Санкт-Петербургский государственный Университет культуры и искусства. Среди моих однокашников, я, кажется, одна из немногих, кто всегда работал по специальности. Была ужасно рада, когда несколько лет назад встретила свою однокурсницу Елену Котову, которая не один год отдала работе в Тихвинском дворце культуры, сейчас она руководит культурой, спортом и молодежной политикой Тихвинского района. Очень энергичный, творческий и заинтересованный человек.

Вы житель Ленинградской области или Санкт-Петербурга?

Я житель города, но, как уже и говорила, всегда работала только в областных структурах. По внутреннему ощущению, я патриот Ленинградской области, горжусь ее успехами и знаю каким богатым потенциалом она обладает.

Чем вы сейчас занимаетесь?

Я курирую несколько направлений: библиотечная и театральная деятельность, международное сотрудничество. Работа в комитете по культуре дает возможность попробовать себя в самых разных областях и принять участие в очень интересных проектах. Например, организация работы комиссии по присуждению премии имени Александра Прокофьева в области поэзии «Ладога». Эта ежегодная премия учреждена Губернатором Ленинградской области и присуждается в двух номинациях областная и всероссийская. Номинации равные по значению, но в областной могут принимать участие только жители Ленинградской области, во всероссийской – жители всей страны. Премия очень авторитетная и бывали случаи, когда требовательное жюри принимало решение не присуждать премию в какой-то из номинаций. Я – секретарь комиссии и сейчас, после завершения отчетной кампании, предстоит работа по внесению некоторых изменений в положение о Премии. Но «заявки» на участие уже принимаются и будут приниматься до начала октября, с требованиями можно познакомится на нашем сайте. Так что приглашаем поэтов попробовать свои силы.

Составление отчетов, о которых я упомянула, знаменует собой конец и начало года. Дело это никак нельзя назвать скучным, во всяком случае, когда оно касается театров. Это системная информация, анализ: что получилось, что не получилось, что можно предпринять, какие возникают проблемы и можно ли их решить. В Ленинградской области четыре государственных театра – вполне успешных, имеющих многочисленные награды и своего зрителя и одна концертная организация – оркестр «Метелица». В 2013 году статус профессионального муниципального театра появился у Лодейнопольского театра-студии «Апрель». Театр этот возник «не вчера», имеет свою историю, традиции, любим жителями Лодейного Поля, но официальный профессиональный статус приобрел только в минувшем году. В минувшем же году театр получил финансовую поддержку из областного бюджета. Изменился не только статус театра, изменились обязательства театра по обслуживанию населения: на него возложена задача по расширению гастрольной деятельности в Ленинградской области. Уверена, что это будет интересно и театру и зрителям.

Как люди приходят в коллективы, фольклорные ансамбли? Много ли их в Ленинградской области?

В Ленинградской области более 2600 коллективов художественной самодеятельности, в которых занимается более 41,5 тысячи человек. А еще в учреждениях культуры работают самые разнообразные любительские объединения и клубы по интересам, их немногим меньше. Столичный взгляд на самодеятельное творчество часто бывает снисходительным. Но это взгляд «потребителя услуги». Задача самодеятельных коллективов не только в оттачивании профессионального мастерства (хотя не лишним будет сказать, что наши художественные коллективы достойно представляют Ленинградскую область на фестивалях и конкурсах любого уровня). Это основной ресурс областных и муниципальных праздников, это возможность творческой самореализации. Такое не созерцательное, а активное, действенное участие людей в культурной жизни – это особенность и сильная сторона культуры Ленинградской области. Это традиции, которые мы не можем потерять, которые мы должны сохранять, развивать и всячески поддерживать. Довольно часто люди всю жизнь занимаются художественной самодеятельностью, или родители приводят к своему педагогу уже своих детей: не одно поколение самодеятельных артистов воспитано в ансамбле «Северные узоры» из Лодейного Поля, «Лесная сказка» из п.Сосново, «Цвети наш край» из Тихвина. Кому-то участие в самодеятельности помогло определиться и в профессиональном плане.

Интернет плотно вошел в нашу жизнь и в соцсетях мы наблюдаем множество объявлений о проведении мастер-классов разнообразных, игр и проч. Но организация мастер-классов, клубов любителей настольных игр или семейного досуга - это формы работы учреждений культуры. Это то, чем учреждения культуры и занимались и продолжают заниматься. И если на мастер-классе вы чему-то научились, то вполне возможно, что по результатам еще и выставка будет организована, на которую можно друзей или соседей пригласить, а можно и не приглашать, они и сами все увидят, когда придут сюда же на занятия в хоре. Дома культуры, библиотеки, особенно в сельской местности, - это необходимость.

Я считаю, что это такая наша особенность, сильная сторона нашего региона  — у нас очень развито народное творчество, самодеятельное движение. Если Санкт-Петербург может предлагать широчайший спектр услуг — мирового класса музеи, театры, то в Ленинградской области одного единого  центра нет, небольшие населенные пункты спорить с мегаполисом не могут. Но житель такого поселения, как и любой человек, нуждается в празднике, в самореализации и признании, и не всегда это в полной мере бывает в профессии. У многих есть какие-то мечты, которые можно таким вот способом реализовать, показать себя — и получить признание на своей малой родине, в своем поселении.  В последнее время мы замечаем интересную тенденцию — сегодня, например, в социальных сетях приглашают на мастер-классы по художественной росписи, на встречи с участием в настольных играх или, предположим, в «Мафию». За это люди платят вполне определенные деньги. Учреждения культуры — те места, где этим занимались всегда и, в общем-то, бесплатно. Вот такая была очень хорошая идея, когда ты можешь что-то нарисовать, провести выставку, состоять в любительском объединении — любителей бабочек, здорового образа жизни или семейного досуга. Эти возможности и предоставлялись домами культуры.

В силу наших территориальных особенностей, у нас очень сильно развито самодеятельное народное творчество и любительские объединения. Поэтому нам очень важно развивать туризм, создавать музеи, очень важны библиотеки, которые в ряде случаев оказываются ключевым центром культуры…

Ленинградская область — очень полифонична.  У нас, с одной стороны — Выборг, с другой — Лодейное поле, или, например, Волосово – особенный уголок. Все районы настолько разные, не говоря уж о наших многочисленных разных народах, поэтому и культура настолько разнообразна.

Вы рассказали о норвежском фестивале… Что было потом?

Этот фестиваль был для меня первым, поэтому так и запомнился, поэтому, возможно, я невольно несколько прибавила ему грандиозности. Представительная делегация из Нурланда: бизнесмены, политики, спортсмены, музыканты, библиотечные и музейные работники. Насыщенная и динамичная программа: семинары, вставки, концерты, работа норвежского библиобуса в Ленинградской области.

Потом было тоже очень интересно. И участие в подготовке других фестивалей, и в разработке программ и областных законов.

Чем хороша наша работа — мы все время учимся, все время оказываемся в ситуации, когда для того, чтобы что-то сделать, надо расширить свой кругозор, посмотреть еще какие-то документы, инструкции, ознакомиться в интернете с ситуацией. Становишься экспертом.

Как сегодня организована система домов культуры?

С 2006 года произошли изменения, дома культуры сегодня на муниципальном уровне, мы не можем им диктовать, говорить «вот так и никак иначе». Существует районный уровень, районные дома культуры, существует поселенческий, когда поселение является учредителем, соответственно распределяются и вопросы финансирования. Полномочия поселений именно в сфере культуры — это библиотечное обслуживание, организация досуга, народных промыслов. К полномочиям муниципальных районов относится дополнительное образование — школы искусств, десткие музыкально-художественные школы.

Как правило, работники культурыу нас достаточно активные… Чем хороша еще работа в этой сфере — люди, преодолевая сложности и даже трагические ситуации, все время стремятся подарить праздник .

Как вообще изменилась работа за эти года?

Честно говоря, это происходит поступательно, не обращала на это внимание. Да и зачем задумываться — «делай, что должно». У меня такое ощущение, что, поменялся ритм работы, она стала гораздо интенсивнее.

Много вам приходится ездить?

Да, конечно, хотя и не каждый месяц. Была, естественно, во всех муниципальных районах и не единожды, поэтому проще вспомнить, где я еще не была. Например, не была в Пикалево, хотя у них есть дом культуры, музыкально-художественная школа, две библиотеки.

Любимый район?

Они все очень интересные, очень разные, в этом их привлекательность.  Остаются эмоциональные составляющие – где-то проводился слет, на котором показал себя или открылся совершенно по-новому какой-то коллектив, где-то проходил замечательный фестиваль… По потенциалу своему районы, возможно, неоднозначны, но и практически везде этот потенциал реализуется на 100%. Может что-то нравиться или не нравиться, можно соглашаться или не соглашаться с концепцией, но, тем не менее, то, что происходит в культурной жизни районов и поселений интересно всегда и везде.

 Я очень люблю северо-восток – Подпорожье, Лодейное Поле – и, у меня вызывает очень большое уважение – например, Алеховщинское сельское поселение – где, несмотря на эту отдаленность, используются все возможности для реализации культурной политики. Там есть монастырь, там дом культуры и библиотека объединившись тут же включились в работу, начали делать программы. Туда, на праздник вепсской культуры, начали приезжать экскурсионные автобусы..

Ну и Выборг – отдельная песня и любовь. Он особенный даже на фоне всей Ленинградской области – это совершенно европейский город с замком, парком Монрепо, государственным театром. Недавно открыта библиотека Аалто, хотя в Выборге есть и очень хорошая межпоселенческая библиотека. В ней я, кстати, впервые в области увидела действующую систему электронных читательских билетов.

Библиотека востребована сегодня?

Что касается библиотек, да, основные показатели — книговыдача, посещаемость — снижаются, но это абсолютно общемировая тенденция. Библиотека теперь не только место, где выдается книга. Наши библиотеки очень серьезно занимаются вопросами интернетизации и вливания в эту среду интернета – готовятся сайты, обращения к этим сайтам учитываются, мы видим востребованность библиотек.

Ведется очень интересная работа про привлечению и воспитанию читателя. Конечно, в большей степени это закладывается в детском возрасте, поэтому библиотеки тесно сотрудничают со школами, реализуют совместные  проекты. Например, проект «Книжный путь» —  детская библиотека отбирает лучших читателей по всей области, они едут в автобусный тур по региону, раскидывают шатры вместе с библиотекарями, которые руководят этой программой, начинают активизировать аудиторию, зазывать к себе, разговаривать и привлекать к чтению – когда ребенок оказывается в таком кругу, ему самому становится интересно. Это большой опыт, для тех, кого привлекают, для тех детей, кто участвует и в организации. Автор этого проекта Ирина Степанова из детской библиотеки, проекту уже второй год, в 2014 году его вновь будет поддерживать Ленинградская область.

Проекты еще? Любимые, по душе, связаны с вашей работой?

Не вполне моя тема, но невозможно не сказать о деятельности моих коллег, которые в свое время придумали конкурс «Звезда культуры». Как здорово, что это не только пришло им в голову, но они еще добились его реализации, его развития. Сегодня это самый главный конкурс профессионального мастерства работников культуры в регионе, где выбираются не только лучшие учреждения, но и лучшие работники – библиотекарь, педагог музыкально-художественной школы, работник культурно-досугового направления. В рамках конкурса выбираются проекты, которые потом финансируются из областного бюджета. 

Очень приятно, когда начиная с рутинной работы – предложения, многочисленные согласования, изменения – потом из всего этого получается праздник или  программа. Это приятное чувство.   До недавнего времени – был очень приятный момент, когда мы попадали в «чужие» программы, помимо культуры Ленинградской области – например, поддержки соотечественников, где мы были абсолютно уместны, и было понятно, что средствами культуры можно добиться каких-то результатов, решать задачи других важных направлений работы Правительства.

Теперь, правда, все несколько поменялось, мы перешли  к государственным программам, эти вопросы объемлет наша государственная программа развития культуры в Ленинградской области.

Как вы справляетесь с рутинной стороной работы?

Есть какие-то неизбежные вещи, хочешь ты этого или нет. В нашем деле рассчитывать находиться постоянно в состоянии, что ты всегда сможешь реализовать свою кипучую энергию, невозможно.

Помогает и переподготовка, которая позволяет проанализировать свой практический опыт, получить ответы на конкретные вопросы. Эта хорошая встряска мозгов, время от времени это просто необходимо. Не зная каких-то вещей, связанных с правом, законодательством, достаточно сложно преуспевать в работе. Значит надо читать законы, знать к какому источнику обратиться, понимать, что первично, что вторично.

            Это во многом определение приоритетов труда государственных служащих – это готовность к рутинной работе, стрессоустойчивость, умение определить приоритеты в своей работе и их держаться.

Кстати, одно из важных изменений за эти годы – если к каким-то вещам раньше относились легкомысленнее, то сейчас все достаточно регламентировано и находится под контролем. Еще мне кажется, что довольно много стало обращений граждан, что, возможно, связано и с распространением интернета. Ответная реакция государственного служащего должна быть, если человек пишет – он рассчитывает на некую помощь, или на подсказку – что делать дальше.

Удается помогать?

По-разному. Честно говоря, для меня этот момент, наверное, самый сложный – неудовлеторение от того, что не можешь что-то сделать, помочь. Стараешься объяснить почему, куда нужно обратиться. Хотя, когда я ставлю себя на место этого обратившегося человека, который иногда может находиться в состоянии крайней эмоциальной напряженности, и понимаю,  что ничем не могу помочь – это сложный для меня момент.

Вы участвовали в конкурсе на лучшего государственного служащего?

Принимала участие. Один раз даже довольно успешно – в прошлом году заняла четвертое, а в позапрошлом – третье, призовое место. Очень хорошая идея этого конкурса и очень хороший стимул — например, освежить в памяти Устав области было совсем нелишним. Оказывается, появляется даже некий азарт, чувство возвращения в студенческие времена. Я не рассчитывала на результат и для меня это третье место оказалось важным, добавило мне уверенности.

Время на хобби остается?

Я очень люблю читать, но это скорее не хобби, а стиль жизни. У меня двое детей-школьников, поэтому, как и большинство много работающих родителей, все свободное время посвящено детям. В выходные мы стараемся куда-то поехать, посмотреть что-то интересное. Когда дети были помладше, брала их с собой на все мероприятия: и на Пушкинском празднике в Гатчинском районе они были, и на «Копорской потехе» в Ломоносовком, и в Тихвине, и в Выборге, и в Старой Ладоге. Да  и все сотрудники комитета, в выходные, если куда-то едут, стараются брать детей с собой – таскаем их туда-сюда. Вырастают вполне бывалыми товарищами.