Управление государственной службы и кадров отчиталось об итогах реализации долгосрочной целевой программы
26 марта были оглашены итоги реализации ДЦП «Развитие системы государственной гражданской службы Ленинградской области на 2010 – 2013 годы.
26 марта 2014 года в здании Администрации Ленинградской области на Суворовском проспекте дом 67 управление государственной службы и кадров аппарата Губернатора и Правительства Ленинградской области на экспертном совете при Губернаторе Ленинградской области по разработке и корректировке долгосрочных целевых программ отчиталось об итогах реализации долгосрочной целевой программы «Развитие системы государственной гражданской службы Ленинградской области на 2010 – 2013 годы». (файл в формате .pdf — скачать) По результатам заседания итоги реализации Программы были признаны удовлетворительными.
Программа была утверждена постановлением Правительства Ленинградской области от 29.07.2010 №198, с запланированным объемом финансирования из областного бюджета Ленинградской области 32475 тыс. рублей.
Реализация Программы осуществлялась по следующим основным направлениям:
1. Совершенствование системы и правовой основы государственной гражданской службы
В указанном блоке мероприятий осуществлялась планомерная разработка нормативных правовых актов по вопросам государственной гражданской службы, в том числе в целях реализации полномочий субъекта Российской Федерации – Ленинградской области в сфере регулирования вопросов государственной гражданской службы Ленинградской области и приведения нормативных правовых актов Ленинградской области в соответствие федеральному законодательству. Так, с 2010 по 2013 год было разработано 143 нормативных правовых акта.
Указанными актами полномочия субъекта Российской Федерации – Ленинградской области в сфере регулирования вопросов государственной гражданской службы реализованы практически полностью. Таким образом, правовое регулирование вопросов государственной гражданской службы в Ленинградской области осуществляется планомерно и своевременно.
Впервые программой было предусмотрено издание сборника нормативных правовых актов по вопросам государственной гражданской службы. Такой сборник был издан в 2010 году тиражом 300 экземпляров и на время стал настольной книгой всех руководителей и заместителей руководителей органов исполнительной власти Ленинградской области.
Кроме того, в рамках указанного раздела аппаратом Губернатора и Правительства Ленинградской области создана система ознакомления государственных гражданских служащих со служебным распорядком и с иными нормативными правовыми актами, имеющими отношение к исполнению обязанностей государственных гражданских служащих непосредственно на сайте аппарата. Ознакомление со служебным распорядком происходит одновременно с подписанием служебного контракта и об этом в служебном контракте государственный служащий ставит свою подпись.
Аналогично организовано размещение и актуализация органами исполнительной власти Ленинградской области информации на официальном интернет-портале Администрации Ленинградской области о нормативных правовых актах в соответствующей сфере деятельности органов, знание которых необходимо гражданским служащим для выполнения должностных обязанностей. С 2010 по 2013 годы работа, проводимая в данном направлении, может быть оценена, как эффективная. Актуализация указанной информации обеспечивалась органами исполнительной власти Ленинградской области.
2. Обеспечение открытости государственной гражданской службы
В указанном разделе программы обеспечивалось размещение органами исполнительной власти информации о своей деятельности на официальном портале, в том числе по вопросам:
- поступления и прохождения гражданской службы;
- противодействию коррупции и урегулированию конфликта интересов;
- государственных гарантий на государственной гражданской службе;
- поощрений и награждений;
- порядка формирования кадрового резерва и резерва управленческих кадров.
Кроме того, комитетом по печати и связям с общественностью Ленинградской области ежегодно проводился мониторинг общественного мнения с целью выявления отношения населения к деятельности органов исполнительной власти Ленинградской области.3. Совершенствование механизма предупреждения коррупции, выявления и разрешения конфликтов интересов на государственной гражданской службе
К основным итогам работы в период 2010-2013 годов можно отнести следующие:
Проводились поверки сведений о доходах и обязательствах имущественного характера.
В 2011 году
проанализировано 486 справок о доходах, об имуществе, обязательствах имущественного характера государственных гражданских служащих и лиц, замещающих государственные должности, на предмет правильности их оформления и полноты их заполнения, что составило 63 % от общего числа представленных справок;
проверка достоверности и полноты сведений о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера за 2010 год не проводилась.
В 2012 году
проанализировано 826 справок о доходах, об имуществе, обязательствах имущественного характера государственных гражданских служащих и лиц, замещающих государственные должности, на предмет правильности их оформления и полноты их заполнения;
проведено 12 проверок достоверности и полноты сведений о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера за 2011 год.
По результатам проверок 9 гражданских служащих привлечены к юридической ответственности за коррупционное правонарушение по следующим фактам: представление недостоверных сведений о своих доходах – 3 чел.; представление недостоверных сведений о своих доходах и об имуществе – 3 человека; представление неполных сведений о доходах супруга – 1 чел.; представление неполных сведений об имуществе своего супруга – 2 чел.
В 2013 году
проанализировано 849 справок о доходах, об имуществе, обязательствах имущественного характера государственных гражданских служащих и лиц, замещающих государственные должности, на предмет правильности их оформления и полноты их заполнения;
проведено 12 проверок достоверности и полноты сведений о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера за 2012 год.
По результатам проверок 4 гражданских служащих привлечены к юридической ответственности за коррупционное правонарушение по фактам: представление недостоверных сведений о своих доходах и об имуществе – 3 человека; представление неполных сведений о доходах супруга – 1 чел.
Таким образом, обеспечено доведение анализа полноты заполнения и правильности оформления справок, а также комиссионного рассмотрения случаев нарушений, выявленных при проверке представленных сведений, до 100%, что способствует предотвращению нарушений в последующем.
Проведено 60 заседаний комиссий по соблюдению требований к служебному поведению государственных гражданских служащих Ленинградской области и урегулированию конфликта интересов в органах исполнительной власти Ленинградской области, в том числе по годам:
2010 – 16,
2011 – 16,
2012 – 3,
2013 – 25.
Заседания комиссии проведены по всем без исключения фактам, требующим такой процедуры как по вопросам нарушения требований к служебному поведению, так и по фактам нарушений при представлении сведений о доходах. Таким образом, обеспечено неукоснительное соблюдение требований законодательства о проведении комиссионных проверок.
Проведено 14 семинаров и «круглых столов» для государственных гражданских и муниципальных служащих по вопросам, связанным с противодействием коррупции, в которых приняли участие 860 человек, в том числе по годам:
2011 – 4 (160 человек),
2012 – 5 (200 человек),
2013 – 5 (500 человек).
Формат мероприятий стал более разнообразным, на каждом из них используются презентации, что способствует увеличению интереса государственных гражданских служащих Ленинградской области к теме противодействия коррупции. Таким образом, увеличено количество семинаров и их участников, что в свою очередь нацелено на сокращение количества правонарушений.
4. Совершенствование механизмов формирования кадрового резерва, проведения аттестации государственных гражданских служащих Ленинградской области
К основным мероприятиям данного раздела относится организация и проведение в установленном порядке:
1. заседаний аттестационных комиссий для проведения аттестации и квалификационных экзаменов гражданских служащих Ленинградской области;
2. конкурсов для замещения вакантных должностей государственной гражданской службы Ленинградской области.
Планирование заседаний аттестационной комиссии осуществляется централизованно на основании анализа индивидуальных сроков службы, таким образом, обеспечено 100% проведение аттестации и квалификационных экзаменов гражданских служащих, подлежащих прохождению указанных процедур.
За период 2010 – 2013 годов было проведено 312 заседаний аттестационной комиссии, в том числе по годам:
2010 – 101 (83 для проведения экзамена, 18 для аттестаций),
2011 – 92 (42 и 50),
2012 – 68 (21 и 47),
2013 – 51 (25 и 26).
Всего проведено 1056 заседаний конкурсной комиссии, в том числе по годам:
2010 – 239,
2011 – 258,
2012 – 254,
2013 – 305.
По результатам реализации мероприятий работы с кадровым резервом доля вакантных должностей гражданской службы, замещенных на основе назначения из кадрового резерва, от общего количества назначений составила 24% и вдвое превысила плановое значение. Таким образом, работа по формированию и использованию кадрового резерва на гражданской службе Ленинградской области внедрена, получила широкое распространение и показала свою эффективность. В кадровый резерв включено:
в 2010 году – 158 человек (131 – по итогам конкурса, 27 по итогам аттестации),
в 2011 году – 295 (179 и 116),
в 2012 году – 187 по итогам конкурса,
в 2013 году – 333 (324 и 9).
5. Внедрение эффективных технологий кадровой работы (в том числе при работе с государственными гражданскими служащими, включенными в кадровый резерв и резерв управленческих кадров Ленинградской области)
С 2010 года осуществлялось внедрение автоматизированного комплекса оценки профессиональной пригодности кандидатов на замещение вакантных должностей государственной гражданской службы Ленинградской области в органах исполнительной власти (АК «Конкурс-кадры») при проведении конкурсов на замещение вакантных должностей, аттестаций и квалификационных экзаменов, и к моменту окончания реализации программы количество конкурсов, проводимых с его использованием, составляет 94% от общего количества проведенных конкурсов. Как указано выше, таким образом к конкурсу допускаются только лица, соответствующие квалификационным требованиям, в том числе – требованиям к знаниям и навыкам. В 2012 -2013 годах осуществлена модернизация АК «Конкурс-кадры», в том числе – актуализация тестовых заданий в соответствии с изменениями законодательства.
Внедрение такой технологии оценки следует считать очень эффективным, поскольку исключает субъективный фактор в оценке и существенно сокращает трудозатраты по оценке знаний кандидатов. С учетом этого, применение такой технологии в дальнейшей деятельности кадровой службы стало постоянным и обязательным.
Кроме того, в целях совершенствования методов подбора персонала в период с 2010 по 2013 год было обеспечено представление Ленинградской области как привлекательного работодателя в ярмарках вакансий. За истекший период было принято участие в 11 ярмарках вакансий, в том числе по годам:
2010 – 2 ,
2011 – 3,
2012 – 3,
2013 – 3.
Также следует признать в высшей степени эффективным проведение в рамках Программы конкурсов среди студентов по наиболее востребованным специальностям для включения в кадровый резерв на вакансии, не требующие опыта работы. Всего проведено 4 конкурса, в том числе по годам:
2011 – 2 конкурса по 2 специальностям,
2012 – 1 конкурс по 4 специальностям,
2013 – 1 конкурс по 25 специальностям.
Из 42 участников конкурсов в кадровый резерв на вакансии, не требующие опыта работы, включено 30 человек, в том числе по годам:
2011 – 6 участников, 5 зачислены в кадровый резерв, 1 резервист принят на гражданскую службу;
2012 – 23 участника, 18 зачислены в резерв, 9 резервистов трудоустроено;
2013 – 13 участников, 12 зачислены в резерв, 10 резервистов трудоустроено.
Организация поиска и подбора резюме соискателей для замещения вакантных должностей органов исполнительной власти среди соискателей высокого профессионального уровня осуществлялась с использованием ресурсов сети Интернет, а также путем размещения имеющихся вакансий на ресурсах сети Интернет. Всего размещено 90 объявлений, в том числе по годам:
2010 - 9;
2011 - 36;
2012 – 26;
2013 – 19.
Размещение объявлений о вакансиях с использованием сети Интернет дополнительной формой реализации принципа равного доступа граждан к государственной гражданской службе. Поиск и подбор резюме таким способом наиболее полно информирует соискателей о наличии вакантных должностей, а также способствует оперативному поиску лиц, обладающих редкими специальностями или навыками.
6. Совершенствование системы дополнительного профессионального образования государственных гражданских служащих, а также государственных гражданских служащих, включенных в кадровый резерв и резерв управленческих кадров, и лиц, включенных в резерв управленческих кадров, не являющихся государственными гражданскими служащими
Организация дополнительного профессионального образования государственных гражданских служащих Администрации Ленинградской области осуществлено по 24 программам повышения квалификации, а также по 4 программам профессиональной переподготовки.
В 2010-2013 годах прошли обучение 1623 человека, в том числе повышение квалификации 1503 человек, переподготовка – 120 человек, в том числе по годам:
2010 – 360 человек (330 и 30),
2011 – 415 человек (385 и 30),
2012 – 363 человек (333 и 30),
2013 – 485 человек(455 и 30).
Таким образом, по состоянию на 2013 год ежегодный показатель прошедших обучение составляет 34% от численности гражданских служащих, чем полностью обеспечивается выполнение требований законодательства об обязательном обучении один раз в три года.
Программы всех органов исполнительной власти Ленинградской области по профессиональному развитию государственных гражданских служащих на 2011 – 2013 годы разработаны и утверждены на основании индивидуальных планов профессионального развития 1275 государственных гражданских служащих.
Таким образом, формирование тематики учебных программ осуществляется с учетом индивидуальных планов профессионального развития государственных гражданских служащих Ленинградской области, а также запросов и пожеланий руководителей органов. Это позволяет придать процессу обучения практическую направленность, обеспечивать привязку получаемых знаний к конкретным социально-экономическим проблемам региона, на решение которых должны быть нацелены гражданские служащие.
В рамках программы в 2010- 2013 годах впервые было запланировано и проведено ежегодное повышение квалификации 30 гражданских служащих по темам «Эффективная кросскультурная коммуникация» и «Эффективная профессиональная коммуникация» (курс английского языка). Такое обучение способствует расширению возможностей получения международного опыта и информации, способствующих решению служебных задач гражданских служащих.
Организовано повышение квалификации включенных в кадровый резерв 114 гражданских служащих, в том числе по годам:
2010 - 10,
2011 - 23,
2012 - 36,
2013 - 45.
Таким образом, в рамках Программы расширена работа по обучению включенных в кадровый резерв.
7. Повышение мотивации и формирование корпоративной культуры в органах исполнительной власти Ленинградской области
Основная цель мотивации - это получение максимальной отдачи от использования имеющихся трудовых ресурсов, что позволяет повысить общую результативность и эффективность работы органов исполнительной власти Ленинградской области.
С этой целью в 2010-2013 годах проведено:
4 конкурса «Лучший гражданский служащий Ленинградской области» в номинациях «специалисты» и «руководители», в которых приняли участие 338 гражданских служащих, в том числе по годам:
2010 – 38 (в номинации «специалисты» – 21, «руководители» – 17);
2011 – 101 (в номинации «специалисты» – 63, «руководители» – 38);
2012 – 86 (в номинации «специалисты» – 51, «руководители» – 35);
2013 – 113 (в номинации «специалисты» – 78, «руководители» – 35).
Проведение конкурсов позволило повысить мотивацию гражданских служащих к повышению уровня знаний в области законодательства Российской Федерации, а также общей эрудиции.
Проведено три «Дня здоровья» для государственных гражданских служащих Ленинградской области, в которых приняли участие:
в 2011 году – 180 человек.
в 2012 году – 304 человека;
в 2013 году – 508 человек.
Рост количества участников показывает популярность такого мероприятия, в котором проводились как командные, так и индивидуальные соревнования, такое мероприятие стало ожидаемым в среде служащих органов исполнительной власти. Следует считать проведение «Дня здоровья» эффективным, поскольку посредством данных мероприятий улучшается межведомственная и внутриведомственная коммуникация.